Описание
Развитие общества, совершенствование технологий производства, глобализация экономики и многие другие факторы постоянно меняют требования к специалистам – выпускникам высших учебных заведений. Университеты во всем мире, в том числе в России, стремятся адекватно реагировать на изменения во внешней среде. Агентство стратегических инициатив и школа управления «Сколково» составили атлас профессий будущего, в который вошло более 180 специальностей. По мнению исследователей, в ближайшие 15 лет будут актуальными такие направления, как биофармакология, киберпротезирование, метеоэнергетика, энергоаудит, строительство «умных» дорог, менеджмент космического туризма, дизайн цифрового мира, ресайклинг электронного мусора, нейрогастрономия и другие. Однако система высшего образования, с традиционно присущей ей инертностью, существенно отстает от темпов развития рынка труда и требований научно-технического прогресса. В связи с этим актуализируются вопросы, связанные с разработкой и внедрением в высших учебных заведениях новых образовательных программ, направленных на подготовку специалистов новых профессий, а также усиление значимости переподготовки. При этом не следует забывать, что сама система высшего образования, очевидно, должна трансформироваться, чтобы оставаться конкурентоспособной в контексте новых вызовов. По поручению Президента РФ с 2022 года ежегодно формируется Национальный рейтинг научно-технологического развития регионов. Сегодня рейтинг становится эффективным инструментом в руках региональных властей в совершенствовании их работы по повышению привлекательности региона для талантливой молодежи и расширения рынка труда.
Вопросы для обсуждения:
● Как университеты совместно с региональными органами власти решают задачи формирования кадрового резерва в образовательной среде?
● Готовы ли региональные органы власти и университеты предложить талантливым выпускникам реальные карьерные траектории?
● Как меняется траектория обучения современных специалистов на протяжении всей карьеры, в какой степени университеты к этому готовы?
● В какой мере университеты готовы на высоком уровне готовить специалистов профессиям, контуры которых еще не полностью сформировались?
● Перспективные профессии будущего. Сближение бизнеса и образования: проблемы и возможности. Национальные программы и структуры, ориентированные на создание кадрового резерва. Передовой опыт подготовки кадрового резерва в различных областях и сферах деятельности (наука, образование, здравоохранение, ОПК и др.).